Укладка тротуарной плитки

Дата: 20.01.2021

Процесс укладки

Порядок действий при мощении своими руками имеет определенную последовательность и состоит следующих этапов:

1. Выбор раскладки. Прежде чем перейти к работе на участке, нужно выбрать схемы кладки брусчатки. Их великое множество, но наиболее распространенными являются следующие:

  • Линейная – все камни размещаются один за другим, соблюдая единство горизонтальных и вертикальных швов.
  • Линейная со сдвигом – четный ряд начинается с половинчатого, нечетный – с целого. Очень часто мощение брусчатки старый город происходит именно по такой схеме, эта разновидность состоит из 3 элементов разных размеров: большой квадрат, половина и четверть этого квадрата, составляя из них рисунок, можно добиться потрясающего эффекта, главное, соблюдать четкие продольные и поперечные линии.
  • Диагональный способ предполагает, что камни ложатся так же, как и по линейной со сдвигом, меняется лишь направление рядов – по диагонали.
  • Елочка – укладывается под углом 90º друг к другу. При этом чередуются камни, поставленные на ребро (вертикально) и на основание (горизонтально). Кладка брусчатки перед гаражом или на парковке часто производится именно по такой схеме, поскольку создает хорошую сцепку между элементами мощения и не позволяет им расползаться под воздействием больших нагрузок – легковых, грузовых автомобилей или автобусов.
  • Спиральная – предполагает обрамляющее мощение элементов по кругу, от бордюров. Каждый последующий круг укладывается ближе к центру, пока в нем не останется место для одного-двух камней. Прежде чем выкладывать мостовой камень по спиральной схеме, следует произвести расчет ширины площадки.
  • Модульная – подразумевает мощение камней парами: по 2 камня вертикально, столько же – горизонтально.
  • Модульная с перевязкой – используется 3 элемента в одном модуле: два ложатся в одном направлений, а третий – перпендикулярно к ним.
  • Комбинированная – рисунок сочетает в себе несколько из вышеописанных схем, а также может выкладываться из разных цветов.

2. Планирование и разметка участка. На заранее определенном месте с помощью колышков и шнура разбивается контур будущей дорожки или площадки. Исходя из площади, просчитывается необходимое количество расходных материалов: камня, песка, щебенки, цемента и так далее, все компоненты рекомендуется брать с запасом в 10%.

3. Выемка грунта. В зависимости от толщины брусчатки и вида основания под нее, определяется глубина будущего котлована, как правило, она составляет 0,2–0,3 м. При этом нужно учитывать, что вымощенный участок после уплотнения даст усадку. По этой причине он должен быть выше уровня дневной поверхности на 1–2 см. На этой стадии необходимо спланировать и уклон для стока воды, который составляет не менее 0,5 см на 1 м длины дорожки.

Замостите подготовленный участок4. Установка бордюра. Для этой цели можно использовать брусчатку большего размера, чем та, которая выкладывается на участок, или готовые бортовые камни. Они устанавливаются на цементное основание в дополнительно прорытые вдоль дорожки канавки.

5. Подготовка основания и мощение наиболее важный этап, поскольку в зависимости от функционального предназначения покрытия можно выделить три основных способа укладки брусчатки:

  • На песчаной основе обустраивают дорожки для пешеходов и велосипедистов. Последовательность действий следующая: на дно выкладывается геотекстиль, насыпается слой песка 0,1–0,15 м и разглаживается граблями, поливается водой из лейки или шланга из расчета 10 л. на 1 м2, трамбуется виброплитой, по заранее определенной схеме выкладывается брусчатка (между камнями рекомендуется оставлять зазор 2–3 мм). Затем мощеная поверхность засыпается просеянным песком и разглаживается с помощью щетки, утрамбовывается виброплитой. Технология мощения на песчаную основу клинкерной брусчатки предполагает насыпку еще одного слоя толщиной 0,03–0,05 м, состоящего из цементно-песчаной смеси. Пропорция ее приготовления: 1 часть цемента марки М400 или 500 и 6 частей песка.
  • На щебеночной основе делают покрытие, предназначенное для движения или парковки легкового транспорта. Последовательность работ следующая: укладывается геотекстильная сетка, сверху насыпается слой щебня 0,1–0,2 м и выравнивается по уровню с помощью правила, затем утрамбовывается; выкладывается слой цементно-песчаной смеси 0,05–0,10 м толщиной, смесь готовится в пропорции 1:3 или 1:4, цемент марки М500. Заполнение швов и финишное уплотнение производятся в той же последовательности, как и при укладке на песчаную основу.

    Укладка гранитной брусчатки на щебеночное основание требует, чтобы швы между камнями засыпались смесью из цемента и песка и смачивались водой для достижения максимальной надежности покрытия.

  • На бетонной основе делают кладку, если по ней предполагается движение грузового транспорта или автобусов. Порядок ее формирования следующий: укладывается геополотно, на него насыпается слой щебня 0,1–0,2 м, выравнивается и уплотняется виброплитой. Сбивается опалубка из деревянных досок толщиной 40 мм, устанавливается в подготовленный котлован и закрепляется с помощью кольев, вбитых через каждые 0,5–0,6 м. Заливается бетонная смесь слоем в 0,03 м, смешивается из цемента марки М150–200 и песка в соотношении 1:3. Укладывается армирующая сетка, добавляется бетон и толщина основания доводится до проектного уровня. При мощении больших площадей рекомендуется делать температурные швы шириной в 0,05 м, способствующие сохранению целостности покрытия при перепадах температуры. Засыпается слой цементно-песчаной смеси 0,03 м на который и производится укладка мостового камня. Соотношение цемент песок – 1:6. После укладки поверхность поливается водой, затем швы между брусчаткой затираются сухой смесью песка с цементом.

Укладка дорожек своими руками

Как видно, последовательность действий при укладке брусчатки, в целом, одинакова. Существенные различия появляются на этапе закладки основания. Потому следует четко представлять, для каких целей будет использоваться ваша будущая дорожка, аллея или площадка. Например, вымостив на песчаной основе заезд в гараж, вы очень скоро можете увидеть просевшие участки и треснувший камень.

В качестве водоотвода на дорожках лучше использовать лоток dn150. Пластиковые лотки с гидравлическим сечением являются самыми надежными.